Информационный ресурс регионального экспертного сообщества Республики Карелии

В Институте экономики КарНЦ РАН завершены исследования по проекту «Сравнительный анализ влияния экономики на окружающую среду в Российской Федерации и Кыргызской Республики на основе математических моделей», который финансировался Российским фондом фундаментальных исследований. Для сравнения были выбраны две страны, существенно различающиеся по уровню развития экономики. На основе специальных моделей анализировалось как новые инвестиционные проекты и рост численности населения влияют на загрязнение атмосферы, воды и образование отходов. И главное, какие выводы из всего этого можно сделать.

Проблемы моделирования и моделирование проблем

Развитие экономики, как правило, связано с негативным влиянием на окружающую среду. В 70-х годах прошлого века пришло понимание того, что рост экономики не главное для страны. Важно качество жизни людей, развитие личности, не ухудшение окружающей среды. Стали говорить об устойчивом развитии, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения должно происходить без ущерба для будущих поколений возможности удовлетворять их потребности. Устойчивое развитие имеет три составляющих – экономическую, социальную и экологическую, и улучшение по одной из них не должно вести к ухудшению по другим. Если моделей для исследования взаимосвязи экономической и социальной составляющих существует много, то новые модели для описания взаимосвязи экономической и экологической составляющих разрабатываются до сих пор. Одна из подобных моделей – функции загрязнения и была предложена в Институте экономики КарНЦ РАН. Она позволяет оценить воздействие экономического развития на окружающую среду, и выявить закономерности, связывающие экологические и экономические характеристики происходящих процессов.

Сложность моделирования состоит в неоднозначности влияния развития экономики на экологические показатели в зависимости от вида деятельности и структуры инвестиций. Развитие экономики в основном ведет к росту производства товаров и услуг, но оказывает чаще отрицательное воздействие на природу. Создание новых производств увеличивает в той или иной степени нагрузку на окружающую среду. В то же время некоторые инновационные проекты, и связанные с изменением структуры экономики, могут оказывать нейтральное воздействие. Например, модернизация производства и переход к новым технологиям могут существенно снизить выбросы и соответственно нагрузку на окружающую среду. Природоохранная деятельность, проекты, направленные на улучшение систем очистки, также ведут к уменьшению вредного воздействия на природу. Эффективность данных проектов можно оценить на основе предложенных моделей.

Экологический эффект модернизации

Первые расчеты проводились несколько лет назад по данным Республики Карелии. Как и ожидалось, до 1998 года (при экономическом спаде в республике) снижалось воздействие на окружающую среду, уменьшались и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, и сброс загрязненных сточных вод. Но начавшийся затем экономический рост вопреки ожиданиям не привел к заметному ухудшению экологической ситуации. Выбросы загрязненных веществ в атмосферу продолжили снижаться, объемы сброса загрязненных сточных вод практически не росли до 2013 года. Проведенные по модели расчеты по выбросам в атмосферу показали, что если рост экономики на 1% увеличивает выбросы на 0,25%, то рост инвестиций в охрану атмосферного воздуха на 1% снижает выбросы на 0,01%. Но основное влияние оказывают структурные сдвиги и модернизация экономики, которые уменьшают выбросы на 3,1% в год.

Результаты расчетов по сбросам загрязненных сточных вод оказались близкими. Так, рост экономики на 1% увеличивает выбросы на 0,35%, рост водоохранных инвестиций на 1% снижает сбросы на 0,01%. Кроме того, модернизация экономики уменьшает сбросы на 1,4% в год. Соответственно, используя эти закономерности можно достаточно легко оценить, какой объем инвестиций в охрану окружающей среды позволит при планируемом экономическом росте улучшить экологическую ситуацию.

При выполнении проекта подобные расчеты выполнялись для Российской Федерации в целом. В частности, проведенный анализ экономических данных за 1990–2014 годы показал, что в России происходили значительные структурные сдвиги. В середине 90-х началась модернизация экономики, в 2000-х – стали активнее строиться новые объекты на принципиально новой технологической основе, поскольку модернизация устаревших производств стала малоэффективна и затратна. В результате, после начала экономического роста продолжилось снижение сбросов сточных вод. Хотя выбросы в атмосферу немного выросли, но с середины 2000-х годов также стали снижаться. Лишь образование опасных твердых отходов, упав во время кризиса 2008-2009 гг., затем снова стало расти.

В результате расчетов были получены оценки влияния различных экономических факторов на состояние окружающей среды.  Построенные на этих закономерностях модели позволили исследовать возможные пути развития страны при стратегическом планировании и провести их сравнительный анализ. Различные сценарии развития экономики страны могут приводить к различным экологическим последствиям, которые необходимо учитывать при принятии решений в качестве ограничений.

Как модернизировать экологическую политику?

Что надо делать, чтобы было лучше? В России сегодня меняется экологическая политика. Принцип нормирования уровня загрязнения на основе предельно допустимых концентраций, выбросов и сбросов утратил свою актуальность, он не отвечает требованиям современной экологической идеологии, предполагающей предотвращение загрязнения, а не ликвидацию его последствий. Современный подход к регулированию нагрузки на окружающую среду основан на стратегии соответствия показателям наилучших доступных технологий (НДТ или Best Available Technology, ВАТ). Этот подход позволяет устанавливать единые технические стандарты и предельно допустимые уровни загрязнения, достижимые при использовании конкретной технологии.

Финансовый механизм стимулирования предприятий к переходу на природоохранные технологии основан на дифференциации платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Предприятия, внедряющие НДТ, могут не платить за загрязнение в течение определенного периода. Ставки платы за негативное воздействие, превышающее значения НДТ, наоборот, значительно увеличиваются.

В рамках проекта в содружестве с учеными Кыргызстана удалось проанализировать ситуацию в их стране, которая отличается низким уровнем производства и быстро растущей численностью населения. В Кыргызстане раньше начался рост экономики, и первое время он сопровождался снижением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В 2000-х годах выбросы стали расти, поскольку, как правило, в менее развитые страны перемещаются менее экологичные производства из более развитых стран. Кыргызстан – яркий пример таких издержек глобализации производства.

Анализ динамики сбросов загрязненных сточных вод показал, что до 2008 г. рост экономики и численности населения приводили к увеличению сбросов. Основной объем токсичных отходов в Кыргызстане, согласно статистическим данным, образуют золотодобывающие предприятия. Объем образования отходов незначительно уменьшался с конца 90-х годов, в данном случае сказывалась модернизация производства.

В целом по итогам выполнения проекта можно сказать, что некоторое улучшение экологической ситуации, как в России, так и в Киргизии было связано в первую очередь со структурными сдвигами в экономике и техническим перевооружением действующих производств, и в значительно меньшей степени – с природоохранными мероприятиями. Эти факты и должны учитываться при выработке эффективных инструментов экологической политики, в которой пока явный перевес – в пользу природоохранных мероприятий.

Курило Анна Евгеньевна
Шкиперова Галина Тимофеевна